Осенью 1598 года младший сын герцога Брауншвейг-Люнебургского Август продолжал свое двухлетнее путешествие по Италии. Он вел дневник, и среди многих впечатлений о прекрасных городах Италии особое место занимает Венеция, которую он посетил трижды. Именно здесь знатный путешественник купил «Книгу об изобретательности и искусстве игры в шахматы» — итальянский перевод знаменитого труда испанца Рюи Лопеса.
Внимательно изучив свою покупку, Август решил создать книгу о шахматах для своих соотечественников. Мечта осуществилась: в 1616 году в Лейпциге была издана книга «Шахматы, или Королевская игра». Основную ее часть составляет перевод труда Лопеса, но есть также сведения об истории и состоянии шахмат в Европе (впервые упоминается шахматная деревня Штрёбек) и даже — в далекой Московии: «Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с особым усердием; в этой игре они так искусны и опытны, что, по моему мнению, другим народам с ними нелегко тягаться» (Пауль Одерборн, 1581).
Автор книги скрылся за псевдонимом Густавус Селенус, но... явно не хотел кануть в безвестность. Ведь Густавус — это Август на латыни, а Селенус — от греческой богини Селены, которую римляне называли Луной. Родовое же имя герцогов Брауншвейг-Люнебургских происходит как раз от слова «Luna», так что налицо апокрифический характер псевдонима. Герцог-шахматист был человеком высокой образованности: он становился ректором двух университетов, а в своем замке собрал огромную по тем временам библиотеку в 180 тысяч томов! Умер он ровно через полвека после выхода книги, обессмертившей его имя...
Но какое отношение ко всему этому имеют «лунные» шахматы, спросите вы? Самое прямое. В книге «Шахматы, или Королевская игра» была помещена гравюра на меди, изображающая игроков за доской. Они играли фигурами очень необычной формы, которые впоследствии и получили название «в стиле Селенуса». В принципе такая форма фигур появилась в Германии раньше, но именно благодаря книге Селенуса она стала быстро распространяться, в том числе и по другим странам — Австрии, Дании, Италии... Это объясняется не только совершенством формы фигур, но и тем, что герцог разослал экземпляры своей книги всей высшей аристократии германских княжеств, даже самому кайзеру!
Возникнув во времена поздней готики и зарождения барокко, фигуры вобрали в себя свойственную готическому стилю устремленность ввысь, подчеркнутую ажурным орнаментом, — и динамичность, совмещение реальности и иллюзии, текучесть сложных криволинейных форм, характерные для барокко. «Верхнюю часть фигур венчает символический скелет, в образе которого всемогущая смерть смеется над шахматной игрой», — так современники описывали шахматы Селенуса. Это излюбленный сюжет средневековья: на доске короли и пешки, а перед смертью — все равны!
«Селенус» резали из дерева и кости, отливали из серебра и золота, а знаменитые венецианские виртуозы даже выдували фужеры из стекла. С годами форма фигур претерпевала незначительные изменения. Так, в XVIII веке изящные розетки иногда вытачивали более тяжелыми — этот вариант немцы называли «воронье гнездо»...
А на последнем Конгрессе коллекционеров и историков шахмат в Санкт-Петербурге (1994) в одном из докладов, помню, прозвучало сообщение о том, что во Франции до сих пор там, где это гармонирует с архитектурным ансамблем, существует мода подстригать деревья... «в стиле Селенуса»!
В Музее шахмат России выставлены два «Селенуса», оба из слоновой кости. Один, созданный в Германии в конце XVIII века, — с фигурами белого и красного цвета (традиция, существовавшая почти до XIX века). Король украшен двумя розетками, королева — одной, а верх увенчан зловещими скелетиками. Другой сделан в Дании в начале прошлого века. Королевскую чету здесь также украшают ажурные розетки, и очень выразительны кони — с лебединым изгибом шеи. Фигуры уже традиционные — белые и черные, причем абстрактные слоны и ладьи белых украшены черными «шляпками», а аналогичные фигуры черных — белыми.
фигуры светлые –колхидский самшит,
фигуры темные - бубинга
все с утяжелением, основания подклеены замшей.
шахматное поле - рояльный лак (полиэфир)
клетка светлая – береза пламенная
клетка темная - махагон
корпус - массив африканского красного деревас резными вставками излимонного дерева
выдвижные лотки с мягким ложементом и ячейками для каждой фигуры, открываются нажатием, ножки подклеены замшей.
выполнен вручную из тонированногоясеняикрасного дерева, матовый лак,крышка открывается и удерживается в вертикальном положении, внутри мягкий ложемент.
король – высота 13см диаметр подставки 3,5см
пешка – высота 6,5см диаметр подставки 3см
доска – ширина 60см высота 14см клетка 5см
кейс – ширина 68см толщина 16см